В Москве в Выставочном зале Союза художников России на улице Покровка прошла выставка живописи заслуженного художника РФ Желтушко Николая Петровича. Сильные, вольные русские люди испокон веков искали рай на Севере, с его особым укладом духовной и мирской жизни, дошедшей до нашего времени в сокрушенных обломках. Н.П. Желтушко, как истинный искатель правды, пишет/свидетельствует этот «потерянный Рай».
Всего видении архитектура церквей и хоромин-изб утрачивает вековечную стабильность, ведь люди уезжают отсюда, навсегда покидая обжитые трудами предков земли. Любимой темой послевоенных живописцев-деревенщиков были новые, свежесрубленные дома с молодыми хозяевами и народившимися детьми.
Всего этого нет в картинах художников-почвенников последнего призыва. Трагедия сокрушения северного лада (В. Белов) переживается Н.П. Желтушко, претворяясь в темпераментную живопись, плотную, корпусную, избегающую поверхностной маэстрии, в живопись, взыскующую последнего единения цветовой и жизненной драм.
Н.П. Желтушко родился в 1947 году в Краснодарском крае, окончил Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова. С 1974 года участник московских, республиканских, всесоюзных, зарубежных и международных выставок, в том числе в Ашхабаде, Варшаве, Будапеште, Милане. Персональные выставки прошли в Москве, Калязине, Кашине.
Его произведения находятся в музеях Москвы и других городов России, а также в частных коллекциях ряда зарубежных стран. После учебы Н.П. Желтушко активно участвовал в работе выездных творческих групп, которые проводились Союзом художников в разных регионах страны, от крайнего Севера и бухты Провидения до Южных границ. Лучшие картины этого периода находятся в музее Восточных культур и собрании бывшего Министерства культуры СССР. В те годы А.И. Морозов писал в альбоме «Живопись Советских художников. Поколение молодых. 1960-х-1980-х годов»: – «... Горячей яростной страстью кипели холсты Н. Желтушко, обращенные к повседневным драмам деревенского быта, непривычно само ощущение движущих сил крестьянской жизни у этого автора. Она, разумеется, далека от утопических картин, десятилетиями возникавших в нашем искусстве...»
Н.П. Желтушко, попутешествовав от Арктики до Дальнего Востока и советской Туркмении, избавляясь от авангардных недугов, душевно прилепился к архангельскому Беломорью, хотя и сейчас активно участвует в многочисленных групповых пленэрах по России и ближнему зарубежью. Сейчас он живет и работает в Москве и деревне Петрецово Калязинского района Тверской области.
Более десяти лет Н.П. Желтушко на добровольных основах является председателем Совета по сохранению историко-культурного наследия при администрации Калязинского района, оказывает консультационную помощь по сохранению памятников истории, архитектуры и культуры; является активным участником многих местных конференций, связанных с историей, краеведением, культурой. Как подвижник и ценитель истории малых тверских городов, он стал автором и создателем особого памятного знака - поклонного креста, установленного в июне 2010 года на Монастырском острове в Калязине в память о погибших в Смутные времена при обороне обители воеводе Давыде Жеребцове и всей монастырской братии.
Северные сюжеты в его исполнении выбиваются из сложившегося классического канона, как по образности, так и по форме, исключающей доминантную серебристую валерность. Николая Желтушко подобно дичку, привитому к стволу сортового дерева, обогащает ярой энергией многотрудную, много знающую, много умеющую традицию русского искусства.
Творческое кредо Николая Петровича как никогда актуально в сегодняшние непростые для Отечества дни: «Россия православная была, есть и будет незыблемой скалой духовной культуры мира». В своём творчестве он с любовью отражает этот тезис, показывая всю простоту, и в тоже время глубину русской многострадальной, но при этом великой земли, её простой народ, напитанный глубинными связями с предками.